Сергей Притыцкий: портрет белорусского революционера. Часть II — chasodei.ru

Продолжение интервью с Ираидой Царюк, посвящённого её брату, борцу с польской и немецкой оккупацией, герою белорусского освободительного движения Сергею Притыцкому. Первая часть была опубликована 17 сентября.

ИА REGNUM: Когда началась Великая Отечественная война, вы были эвакуированы?

Это называлось эвакуацией, но как она проходила: мы, без документов, без ничего — в чём стояли, в том и поехали. Горел Белосток, невозможно было оставаться. Серёжа посадил нас в проходившие грузовые машины, и мы поехали. Куда — не знали, лишь знали, что на восток.

Приехали в Минск. Мы договорились с Серёжей встретиться в Доме правительства. Мы же не знали, что там за Дом правительства, где он — просто выбрали ориентир и у людей спрашивали, где он находится.

Сергей, как оказалось, был связан с эвакуацией документов — облисполкома, обкома партии. Он с товарищами оказался в окружении и только на четвёртый день они вышли к нашим. Он попал под Могилёв — рыли там противотанковые укрепления. Когда Могилёв пришлось сдать, то оказался в Гомеле. С ним был Петрусь Бровка — описывал эти события, прокурор БССР Иван Ветров, многие из руководства республики. Они создавали там ополчение.

После сдачи Гомеля Сергея отозвали в Москву — он и Москву помогал защищать. Его избрали вторым секретарём ЦК Комсомола Белоруссии. Одновременно он был прикомандирован к штабу партизанского движения, отвечал за работу с молодёжью. Он направлял Веру Хоружую, Софью Панкову, Павла Железняковича, Владимира Царюка (во время войны он стал Героем Советского Союза, а после войны — моим свёкром).

25 июня 1941 года я уже была в Саратовской области вместе с братом Витей, он был меня старше на пять лет. Там нас определили в колхоз беженцев, где мы пробыли до сентября. Потом нас Серёжа нашел. Ему сказали, что мы погибли.

Он приехал в Саратовскую область с разрешения Климента Ворошилова, но не просто так, а с командировкой. Целью её было выяснение условий размещения семей эвакуированных и трудоустройства работников ЦК и Совнаркома в Саратовской и Куйбышевской областях. Он нас нашёл. Меня сдал в детский дом, а брата — в ремесленное училище.

Источник: iarex.ru