«Северный поток – 2»: кто в Европе «за» и «против» — chasodei.ru

Любой крупный международный проект имеет политическую составляющую. Не стал исключением и газопровод «Северный поток – 2». Для одних его строительство означает дальнейшую диверсификацию путей поставок газа в Европу, а значит, повышение общего уровня безопасности. Для других – геополитическое оружие России и ущемление транзитных интересов Украины. К числу последних относится и Войцех Якобик, руководитель польского энергетического ресурса Biznes Alert. О своем видении ситуации он рассказал Институту развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).

Какие изменения ждут европейский энергетический сектор после пандемии?

Европейскому сектору необходимо повысить эффективность, чтобы решить проблему снижения спроса на энергию и топливо. Европе необходимо пересмотреть отношения между государством и бизнесом, чтобы развивать такие мегапроекты, как European Green Deal, без четких рыночных сигналов. Невидимая рука рынка ушла в прошлое. Государствам необходимо будет направить инвестиции в энергетический сектор, что предполагает возможные изменения в правилах ЕС.

Спустя 11 лет после газового кризиса 2009 года удалось сделать европейский газовый рынок более устойчивым?

Европейский газовый рынок нельзя рассматривать как единое целое. Существуют региональные различия между подвижным и безопасным рынком Западной Европы и рынком Центральной и Восточной Европы с множеством узких мест в инфраструктуре и недостаточной диверсификацией источников. Однако устойчивость к внешним воздействиям стала выше благодаря таким правилам ЕС, как безопасность поставок, и целям энергетического союза по использованию новых возможностей: СПГ, энергоэффективность, возобновляемые источники энергии.

Как СПГ повлиял на перестройку энергетического рынка Европы?

Повышение привлекательности СПГ на европейском рынке привело к большей гибкости. Согласно многочисленным исследованиям, объем спотовых сделок по СПГ будет неуклонно расти в ближайшие годы, в результате чего старомодные долгосрочные сделки, такие как так называемый договор «Ямал-Европа» в Польше, устарели или, по крайней мере, не важны с точки зрения безопасности поставок. Существует растущая потребность в поддержке развития инфраструктуры, когда рынок хорошо обеспечен. Нам все еще требуется более высокая степень взаимодействия. Следующим этапом будет подготовка газовой инфраструктуры к транспортировке топлива с нулевым выбросом для промышленности в соответствии с целями ЕС по обеспечению климатической безопасности до 2050 года.

Источник: iarex.ru