1917 год и Гражданская война в России, по мнению историков, заданы двумя «травмами» русского народа — церковным расколом XVII века и реформами Петра Первого. Формально раскол произошел из-за проблем перевода Священных текстов. Геополитики видят за ним разворот Московского царства на юг, против турок, политики — желание патриарха Никона встать вровень с царем, историки православия — ответ Москвы на поношения греков за накопившиеся ошибки и ересь. Даже по нынешним временам «тяжелый» вопрос, церковный раскол стал неразрешимым из-за характеров патриарха Никона и духовного вождя старообрядцев протопопа Аввакума. Никон ломал «через колено», любой ценой, привлекая светские власти, лично царя.
Старообрядцы Русского Севера и Сибири ответили самосожжениями — в XVII веке добровольно сгорели около 8000 человек, в Архангелогородской губернии в августе 1723 г. в деревне Нестеровской сгорели 23 человека, в декабре 1724 г. в деревне Азаполье — 108 человек, в 1734 году в деревне Порма — 240 человек… В массовых Палеостровских самосожжениях 1687 и 1688 годов погибли, по преданиям, до 4000 человек, в Пудожской гари 1693 года — более тысячи человек.
Об этих трагедиях писал в «Расколе» и «Скитальцах» великий русский писатель из Мезени Владимир Личутин:
«Исправник срывающимся голосом стал гнать свою команду к церкви… Учитель запел: «Тебя ради, Владыко, предаемся огненному сему страданию»… Два монаха немедля опрокинули треногу, пламя поползло ровно, украдкою… тонкая пелена дыма заслоилась над головами, и тогда поднялись апостолы, осеняя себя крестами. Двенадцать живых костров стояли перед братией и посестрией, и ни один не выказывал боли… А царские врата уже занялись яро, огонь пролился дальше, трескуче, невыносимо, когда он обнял ноги беловодцев. Церковь вспыхнула факелом, осаждающие отпрянули, заслоняя руками лица… Пламень словно бы оторвался из черного, прозрачного скелета церкви и улетел в занебесье, а оттуда уже вернулся сотнями красных птиц… подпаляя все на своем пути… И все потонуло в огне… и казаки, позабыв тут же о мучениках, побежали прочь, теряя разум и обгоняя друг друга…» (1).
Источник: